Филиппины

Манила-Боракай, январь 2008

Посетить Азию хотелось давно, и в этот раз мы решили это сделать. Долго ломали голову и выбирали между Вьетнамом, Индонезией, Филиппинами, Малайзией. Остановились на Филиппинах, менее раскрученной у туристов страной, где существует безвизовый въезд, а именно на острове Боракай (Boracay island), он виделся лучшим на проспектах, отличаясь белизной песка. Описывать страну не буду, этой информации достаточно в Интернет, скажу лишь, что Филиппины состоят из нескольких тысяч разных по размеру островов.
Перелёт на Филиппины не из лёгких. Мы летели Катарскими авиалиниями (Qatar airways), через их столицу Катар, Доху. Сервис и организация их рейсов нам понравились больше чем на отечественных «Трансаэро» или «Аэрофлот». На линиях «Qatar airways» поддерживается более лучший порядок, пресекается пьянство, курение. На время полёта всегда выдавали одеяла и подушки, комплект где есть всё для спокойного сна, зубные щётки с пастой. В бесплатное меню входят спиртные напитки известных мировых брендов. При перелёте до Манилы вам предоставлен огромный выбор художественных и документальных фильмов, музыки, видеоклипов и игр. Время полёта до Дохи составляет 5 часов, далее около 4-5 часов ожидания рейса на Манилу, столицу Филиппин. Полёт до Манилы занял 9 часов. В Манилу мы прибыли днём, разница во времени с Москвой +5 часов, большой усталости не чувствовали. В Маниле мы провели остаток дня. Посетили большой торговый центр «SM super market», расположенный в современном, красивом и дорогом районе города под названием Макати, похожий на американский Манхеттен своими небоскрёбами. В магазинах большой выбор недорогой одежды хорошего качества, трикотажа. Поужинали мы там же, в одном из ресторанчиков расположенных внизу. У нас не хватило времени посетить похожий центр расположенный по соседству с «SM». Ночь мы провели в отеле «Atrium». Этот отель расположен в менее престижной части города и по нашему мнению является недоразумением, где можно по не знанию провести только одну ночь. Номера отеля оставляют желать лучшего, хоть он и заявляет о себе 4 звезды. В номере есть телевизор, шумный кондиционер, холодильник с платными напитками. При заселении в отель, с нас взяли депозит в размере 1000 песо (1 доллар США равен 40 песо). В отеле мы имели включенный завтрак, после чего, в 8 часов утра нас ждал автомобиль для отбытия в местный аэропорт. При выписке из отеля с нас хотели удержать 150 песо, якобы за две выпитые банки пива из бара холодильника. Я был удивлён такому предложению с их стороны, пришлось доказывать, что они не правы. Тысяча была успешно возвращена назад, с натянутой улыбкой персонала.
Путь до аэропорта занял около часа, из-за пробки на дороге. Транспорт в Маниле вообще порадовал, особенно массовые средства передвижения типа автобусов без окон и дверей, произведённые из нержавейки. Вылет до острова Боракай осуществляется из терминала внутренних вылетов. Прямого перелёта на Боракай не существует, самолёт прибывает на соседний остров, в аэропорт Катиклан, далее следуем на маленькой открытой машинке до причала не более 10 минут, после на лодке с бамбуковыми палками по краям (видимо для равновесия на воде) также не более 10 минут. И вот он, остров мечтаний последнего месяца, Боракай! Трансферт до отеля занял не более 15 минут. Хочу сказать про принимающую сторону на Филиппинах. Их работа организована чётко, без нареканий. Пока не забыл, напишу о связи с Россией. Мы взяли сотовый телефон, подключенный к «Билайн», по прилёту на Филиппины он поймал сеть местного оператора «Smart», которой мы в последствии пользовались. На Боракай, эта сеть так же с временными перебоями работала. Минута разговора с Россией обходилась чуть более 100 рублей. Дешевле пользоваться SMS (15 рублей).
Наш отель. Нас привозят в отель под другим названием, мистика думаю, не может такого случится, но всё оказывается хорошо, отель совсем недавно переименован. Старое название отеля «Paradise Garden», новое «One Mgm» (My Greatest Moments). Позже находим в номере и на территории доказательства старого названия в виде надписи на полотенцах и у бара на полу, выложенного плиткой. В начале наших планов по Филиппинам, мы выбрали совершенно другой отель «Lorenso south», но он не был подтверждён в бронировании. Туроператор предложил этот, на что мы согласились. Приютивший нас на 11 дней отель расположен в 5 минутах ходьбы от самого популярного Белого пляжа. Мы просили за ранее более тихий отель, расположенный в тишине и стороне от ночных тусовок, таким он и оказался. Номера отеля расположены в двух или трёх этажных зданиях и бунгало. Общее количество номеров не более сотни. В номере уютно, есть холодильник, сейф, фен, TV с сотней спутниковых каналов, кондиционер (староват и шумен). Территория отеля уютна, красива и зелена, на выбор три бассейна. Расположившись и переодевшись, мы сразу же пошли на побережье, искупаться и осмотреть разрекламированный белый песок этого острова. Ожидание не очень оправдало надежд, мы видели песок намного белее. White beach растянулся на 3-4 километра вдоль западного побережья острова. Более лучший, белый и мучнистый песок можно увидеть в северной части пляжа. Пляж для всех общий, каждый отель имеет своё определённое количество лежаков и зонтиков на побережье. Прилечь на шезлонге чужого отеля или присесть на стульчик ресторана без заказа какого либо напитка не всегда возможно. Вдоль побережья в нескольких десятках метрах от воды проходит оживлённая улица (песочная, метра четыре шириной) на которой расположено множество торговых лавочек, отелей, ресторанов, массажных салонов и прочего. Эта улица оживлённа днём и вечером. Мы уезжали от суеты и толпы, но нашли всё это на ней. Этот факт нам восхищения не прибавлял. К тому же, везде происходит повсеместное единение с местным населением, что так же не радует. Вечером, гуляя по улице, вы можете натолкнуться на местных нищих или попрошаек. Идя по «главному пляжному проспекту» днём, вас каждую минуту ненавязчиво будут донимать испробовать водные развлечения, купить бусы, искусные подделки очков или часов известных марок. По-моему, было бы лучше, если местные власти немного оградили туристическую зону отдыха на острове от нашествия местных жителей. Воровства мы не встречали, но всё равно как-то с боязнью оставляли свои вещи на берегу во время купания, постоянно приглядывая за ними. Присутствующее количество местного народа, «донималы» и пляжная суета, наверно единственные для меня минусы, которые я нашёл здесь. Возможно, вся Азия устроена так…
Все отели острова предоставляют проживание на базе завтрака, поэтому здесь расположено огромное количество ресторанов, где каждый найдёт себе пищу по душе и на свой кошелёк. В ресторанах представлены разнообразные кухни разных стран, большой выбор морских деликатесов (большие креветки, крабы, мидии, устрицы, лобстеры красный и зелёный, разнообразная рыба). Вечерами, многие рестораны выставляют на берег столики, отчего побережье становится большой столовой под открытым небом. Повсеместно готовят барбекю, множество этих точек вы найдёте по запаху (временами раздражавший).
Развлечения и экскурсии. Вечерних развлечений особо нет. В некоторых ресторанах можно задержаться для «дринканья», слушая живое пение под гитару или разнообразную музыку. Можно заняться шопингом, гулять по прибрежной улице, поесть мороженного (50-130 песо) или испробовать один из приглянувшихся ледяных коктейлей (от 100 песо), попробовать массаж (тётушки на пляже 300 песо, в салонах от 500 песо, фут массаж от 350 песо), прокатить ребёнка на детской карусели. Экскурсий выбор небольшой. Предлагают поездку на занятие сноркелингом у крокодилового острова (2000 песо), прокат мотобайков, скутеров и разные водные развлечения. Мы, прочитав отзывы бывавших здесь соотечественников, решили взять местного таксиста на мотоцикле со смешной коляской и посетить самим другие достопримечательности острова. Нашему гиду-таксисту мы объяснили, что хотели бы видеть мёртвый лес (остатки погибших деревьев, некогда ранее затопленных морской водой, в настоящее время имеющие поверье у местных жителей о разных силах и суевериях происходящих там ночью), пещеру, где живут летучие мыши и другие интересные места на его взгляд. Нам было показано несколько других побережий острова: восточное (облюбованное серфингистами), пляж Тамбисан (Tambisaan beach), откуда открывается вид на крокодиловый остров (если смотреть на остров со стороны моря, то он похож на лежащего крокодила, а так не отличается ничем от множества других мелких островков-глыб) и плавающих в лагуне сноркелингистов. Мы решили вернуться туда позже, для плавания с маской и трубкой, так как там обещают лучший сноркелинг на острове. Далее было поднятие на самую высокую вершину острова, гору Лахо (вход 50 песо), откуда открывается прекрасный вид на Боракай и ближайшие острова. Погода в этот день оставляла желать лучшего, поэтому мы не могли наслаждаться лучшими видами. Далее мы отправились на другую часть острова, что бы посетить пещеру летучих мышей. По приезду с нас так же берут таксу по 50 песо. На месте, местные ребята предлагают свои услуги, вернее ведут молча по узкой дорожке, посреди тропических зарослей к пещере. Пещера впечатлила, так же как и спуск в неё. Шёл дождь, дорога из красной глины превратилась в месиво, спуск в пещеру был сложным. Ребята страховали нас, освещая наш путь фонариками. Пещера с мышками впечатлила, так же как и небольшая впадина в ней, заполненная морской водой, где нам было предложено искупаться. Впадина снизу освещается естественным светом, там есть другой выход на поверхность, под водой, но это расстояние преодолеть без снаряжения невозможно. После осмотра этого места, ребята предложили осмотреть находящуюся рядом пещеру сталактитов, на что мы согласились. К сожалению, во вторую пещеру я спустился один, так как Лена (моя жена) поскользнулась и поранила ногу у входа. По окончании экскурсии молодые гиды назвали нам немалую сумму за их услуги (3500 песо), которая была снижена мною в два раза. Увиденное и испытанное, того стоит. Все перемазанные и полные впечатлений мы возвратились в отель. Через пару дней мы взяли у распространителей экскурсию на сноркелинг, но с условием посещения дополнительно Puka beach (северная сторона острова). Сноркелинг порадовал, мы решили вернуться туда на следующий день сами. На Puka beach мы увидели безлюдное побережье, где в тени свисающей горы вас поджидают торговцы сувенирами из ракушек. За день до отъезда, мы договорились с таксистом, что он нас доставит на Тамбилан бич и через три часа вернётся за нами (200 песо). Эти часы пролетели мигом, можно было поплавать ещё. Отплыв от берега на сто метров, вы увидите множество разноцветных небольших тропических рыбок, живые кораллы и прочие интересные водоросли. Мне удалось увидеть небольшую мурену и найти красивую морскую звезду. Звезда немаленькая, тёмно красного цвета. Я поднял эту красоту наверх, мы разглядели её появляющиеся присоски, сделали несколько фотографий и решили отпустить назад, несмотря на большое желание забрать звезду домой. В завершение описаний экскурсий, хочу посоветовать всем кто решит прилететь на Боракай, посетить гору Лахо и пещеру летучих мышей (одев обязательно резиновые тапочки и старенькую одежду), испробовать сноркелинг на Tambisaan beach и конечно же обойти всё побережье Белого пляжа, от юга до севера.
Шопинг. Курс обмена песо к доллару на январь 2008 года был 40 песо за $1. Перед поездкой нас уверяли что лучший курс обмена денег в аэропорту. Но мы убедились, что он почти везде одинаков, как в аэропорту, так и в торговых точках. На Боракае мы нашли обменник с хорошим курсом, не уступающим Маниле, он называется BBC (Boracay business center), расположенный на юге Белого пляжа. Товар и сувениры в местных магазинчиках в основном одинаковы, но можно найти интересные поделки из дерева или морских раковин. Мы нашли оригинальными кошельки из местных лягушек, которых мы видели прыгающими по дорогам. Позабавил нас торговый лоток, где местные неформалы предлагали ожерелье из змеиного скелета, сувениры из черепов обезьян и крокодила. На побережье есть множество магазинов под маркой «Lonely Planet», там можно купить стильные вещи хорошего качества, по вашему заказу сделают понравившийся рисунок на майку. На берегу вам предложат некоторые тропические фрукты, но в небольшом выборе. Мы посетили местный рынок «Talipapa», где цены на фрукты и всякую морскую живность более выгодны, чем на побережье. Хочется рассказать о местной достопримечательности, вернее пище под названием «Balot». Это варёное утиное яйцо, в котором уже появился зародыш. Вечерами, на берегу и улицах острова появляются продавцы этих яиц, их можно узнать по присутствующих у них коробках обмотанных скотчем, своим кличем. Мы купили одно для пробы (10 песо). Запах и вид изнутри конечно не располагали, но на вкус ничего, главное о зародыше ну думать. Говорят, что это блюдо поднимает жизненный тонус и даёт мужчинам силы : ))
О туристах. Основная часть туристов на острове, это азиаты из Кореи, Китая (Тайвань) или Японии. По-моему, для них Филиппины, это как для русских Турция или Египет, недорого и рядом. Европейцев присутствует меньшая часть, русские туристы встречаются так же.
Вот и подошло время собирать чемоданы. Пришлось купить дополнительную сумку для сувениров. Да, забыл написать, что на местных авиалиниях «Asian spirit» берётся плата за перевес багажа, свыше 10 кг. с человека. Нами было оплачено 390 песо за 16 килограмм перевеса по прилёту на Боракай, и около 600 по вылету домой (заявили больше, но по просьбе сделали скидку), некоторые хитрят и берут больше вещей в салон самолёта. Ещё о дополнительных тратах. Оплачиваются сборы по вылету на о-в Боракай (200 песо с человека) и вылету из Филиппин (по 750 песо). В Маниле, для вылета на Боракай и другие острова, существует отдельный внутренний терминал, куда так же нужно делать дополнительный переезд (15-25 минут). Имейте мелкие деньги для носильщиков по дороге на Боракай и обратно, они молча берут ваши сумки и несут их. Потом они будут кивать вам, напоминая о расчёте с ними или нагло объявлять вам свой завышенный тариф.
Обратный путь до Москвы вместе с ожиданиями в аэропортах, всеми трансфертами и перелётами занял около 26 часов, пройдя на «одном дыхании», к чему мы готовили и настраивали себя. C нами летела небольшая группа программы «Вокруг света», вероятно везя свой очередной репортаж. Один из ведущих, не помню фамилии, молодой человек с длинными волосами, изрядно отличался от всех туристов, облачённый в чёрный мусульманский балахон с белым платком на плечах.
Москва встретила большим количеством снега и грустными московскими таможенниками, чему мы уже не удивлялись.